Категории
современных вездеходов
В конце сентября 2019 года состоялась традиционная встреча вездеходчиков
«Вездеход-Трофи 2019». Впечатления, полученные на ней, позволили мне разделить все современные вездеходы на категории — так, чтобы классификация была максимально близкой к жизни и полезной для тех, кто планирует покупку техники для бездорожья.
Сфера применения
По этому критерию можно выделить вездеходы, предназначенные для
Коммерческого использования.
Такими с известной долей условности можно считать все машины, грузоподъёмность которых превышает 1 т. В эту категорию входят сверхтяжёлый советский вездеход ДТ-30 «Витязь», модели ТРОМ-8 и ТРОМ-16 с гидравлическим движителем, созданные Алексеем Гринкевичем;
Частного использования.
Грузоподъёмность таких машин меньше 1 т. Именно на этих утилитарных вездеходах-болотоходах я хотел бы заострить внимание.
Диаметр колеса
Деление вездеходов на категории по этому критерию имеет большое значение, поскольку от диаметра колеса напрямую зависит проходимость машины. Отдельную группу образуют модели, у которых значение этого параметра превышает 1500 мм. В неё входят вездеход ШЕРП, разработанный Алексеем Гарагашьяном, машины BigBo, Соломономобиль, Шатун, Лесник-Экстрим, а также все бортоповоротники заводского и частного производства.
Оценивая диаметр колеса, помните, что его нельзя рассматривать в отрыве от других характеристик вездехода. В идеале диаметр должен гармонично сочетаться с мощностью двигателя, расположением центра тяжести и рисунком протектора — так, чтобы достигался оптимальный баланс. Найти его удалось Алексею Гарагашьяну, поэтому его вездеход ШЕРП — пожалуй, одна из лучших в мире машин для преодоления бездорожья.
Эргономика
Нельзя пренебрегать лёгкостью управления вездеходом и комфортом для его водителя. Говоря об эргономике, можно выделить в отдельную группу бортоповоротные модели — машины, дающие максимальное удобство. Для управления бортоповоротником нужен минимум усилий, а в закрытом пространстве его кабины можно без дискомфорта находиться длительное время. У машин, входящих в эту категорию, есть и другие достоинства — хорошая проходимость, великолепная манёвренность, наличие кузова-лодки, отсутствие мостов, возможность устройства пневмоциркуляции. Недостаток бортоповоротников, включая вездеходы ШЕРП — необходимость торможения одного борта для поворота (так, чтобы одна сторона машины двигалась вперёд, а другая назад).
Как показывает опыт, наиболее комфортны при поездках на дальние расстояния квадроциклы Сокол, Фантом и Росомаха. Модель Tinger Track также весьма эргономична, в первую очередь — за счёт гусениц с амортизацией, которыми она оснащена. На высокий уровень комфорта может рассчитывать водитель вездехода БТХ-2, разработанного в нашей мастерской — водительское кресло этой машины оснащено демпфером, а низкое давление в колёсах даёт дополнительную мягкость хода. БТХ-2 имеет большую вместимость — в этом вездеходе, включив автономный обогреватель, могут свободно разместиться на ночлег трое охотников.
Проходимость
Разные вездеходы существенно отличаются друг от друга по этому критерию, что также позволяет разбить их на категории. Гусеничный Tinger Track, который можно было сравнить с БТХ-2 по уровню комфорта, заметно отстаёт от разработанной нами машины по проходимости — он не может менять траекторию движения, переезжать через поваленные деревья и большие камни. Управляя БТХ-2, вы преодолеете такие препятствия с лёгкостью — рамы этой машины свободно движутся друг относительно друга, что позволяет изменить траекторию движения колёс и без труда выбраться из любого болота.
Оценивая вездеходы по проходимости, не стоит забывать о движении по воде. Tinger Track способен преодолевать водные преграды только в спокойную погоду, причём в водоём нельзя входить под крутым углом — велик риск зачерпнуть воды в кузов. Квадровездеходы и БТХ-2 плавают приблизительно одинаково, однако машина нашей разработки позволяет переплыть реку с грузом и/или пассажирами. Кроме того, БТХ-2 можно оснастить электромотором, управляемым из кабины. Квадроциклы такими достоинствами похвастаться не могут.
вездеходы БТХ-2
Ценовая категория
По этому критерию можно выделить:
«Народные» вездеходы стоимостью до 200 тыс. руб.
Их основные характеристики — диаметр колёс до 1300 мм, переломная рама или поворачивающиеся передние колёса. Модели, входящие в эту категорию, не только позволяют сэкономить деньги, но и имеют неплохую проходимость (впрочем, не стоит пытаться преодолевать на них болотные линзы). Покупая «народный» вездеход, не нужно рассчитывать на высокий уровень комфорта. Для его ремонта понадобятся определённые навыки и запас терпения.
Более дорогие модели — например, гусеничный вездеход Tinger Track (до 2 млн руб. в максимальной комплектации), БТХ-2 (до 1,35 млн руб. в максимальной комплектации), квадровездеходы Сокол, Росомаха и Фантом. Общая ценовая картина такова: минимальная цена квадровездехода в полной комплектации — чуть более 1 млн руб.
Надеюсь, что этот обзор был вам полезен!
Если у вас возникли вопросы, дополнения или комментарии, пишите мне на электронную почту leslomo@gmail.com или звоните по телефону, указанному на сайте. Буду рад пообщаться с вами!
Поделитесь в социальных сетях, если материал был вам интересен
Made on
Tilda