особенности конструкции

Переломная рама —

переломный момент
в проектировании вездеходов
Каждый, кто забирался на внедорожнике в непролазную глушь, на себе испытал технические ограничения данного транспортного средства. Недаром в народе бытует поговорка: «Чем лучше джип, тем дальше потом идти за трактором». Ни рамная конструкция, ни блокировка дифференциала не спасают от увязания в глину, консистенция которой после дождя напоминает нечто среднее между цементом М-500 и клеем «жидкие гвозди». Что же мешает рамным внедорожникам и вездеходам преодолевать настоящие болота и серьёзные неровности ландшафта? Одна из главных причин — отсутствие переломной рамы.

Переломная рама (в простонародье переломка) — это особый вид конструкции транспортного средства, при которой две полурамы соединены между собой поворотно-сцепным устройством (или, как его ещё часто называют, поворотным кулаком). Такой подход даёт возможность вездеходу в прямом смысле слова переламываться пополам, что обеспечивает ему следующие преимущества:

• меньший радиус разворота (вездеход может буквально развернуться вокруг своей оси);
• лучшая в сравнении с цельной рамой балансировка;
• низкий риск диагонального вывешивания (все четыре колеса всегда находятся на грунте и имеют отличный зацеп);
• минимальный риск повреждения рамы даже при максимальной загруженности кузова и сильных ухабах;
• равномерное распределение нагрузки позволяет вездеходу с переломной рамой обладать большей удельной мощностью при прочих равных.

Шарнирно-сочленённая рама была впервые применена в 1919 году в итальянском тракторе Fiat-Pavesi P4. В СССР она была реализована на легендарном К-700 в далёком 1961 году. На «Кировце» она отлично показала себя, продемонстрировав высокую надёжность и эффективность. С тех пор конструкция переломки претерпевала лишь незначительные изменения, по большей части подгоняясь инженерами для установки в вездеходах.
Перелом рамы- это самый сильный аргумент в борьбе с бездорожьем. В купе с выбором "правильного давления" в шинах низкого давления даёт вездеходу непревзойдённую проходимость!
Тест драйв вездехода БТХ-2
При грамотном подходе к проектированию поворотный кулак имеет ограничение по углу наклона, что позволяет вездеходу легко преодолевать водные преграды без сильного крена. При наличии гидрообъёмного управления крен и вовсе исключён, так как гидравлика с лёгкостью удерживает обе полурамы в ровном положении относительно друг друга. Под поворотным кулаком проходит карданный вал, передающий крутящий момент на редуктор заднего моста, за счёт чего обеспечивается полный привод на все четыре колеса. Разные производители по-разному модифицируют конструкцию поворотного кулака, чтобы сделать его эксплуатацию и обслуживание как можно более удобными. Так, например, в случае с нашим вездеходом BTX на нём имеются маслёнки для шприцевания подшипников.

Есть ли у переломной рамы недостатки? Да. За столь высокую проходимость приходится платить комфортом передвижения по грунтовой дороге и асфальту. Но стоит вездеходу с переломкой добраться до бездорожья, как всё сразу же встаёт на свои места. Машина буквально подминает под себя грунт, полностью повторяя рельеф местности и цепляясь за него всеми четырьмя колёсами.

Поделитесь в социальных сетях, если материал был вам интересен
Made on
Tilda