обзоры и испытания

Шины низкого давления

Особенности и преимущества. Сравнение с гусеничным движителем
Огромные шины — это, пожалуй, первое, на что обращают внимание люди, видящие наши вездеходы в первый раз. Чем обусловлена необходимость установки таких шин, чем они отличаются от стандартных помимо своих размеров и в чём их конкурентные преимущества перед гусеницами?

Больше площадь — лучше зацеп
Основная особенность шин сверхнизкого давления для вездеходов — это огромный объём воздушных камер при низком давлении. В совокупности два этих фактора существенно увеличивают площадь соприкосновения колёс с грунтом, что в случае перемещения по грязи, обводненной почве или по снегу имеет решающее значение. Кроме того, водитель вездехода может в любой момент увеличить или понизить давление в шинах, изменив тем самым и характеристики транспортного средства. Увеличение давления производится путём подведения выхлопных газов от глушителя при работающем двигателе.

Амортизация
Шины сверхнизкого давления создают своеобразную воздушную подушку между вездеходом и грунтом. Такая подушка выступает в роли очень энергоёмкого амортизатора, защищая раму вездехода и находящийся в нём экипаж от ударов и вибрации. И тут кроется одно из главных отличий вездеходов на шинах сверхнизкого давления от гусеничной техники. Достаточно сравнить всем известный ШЕРП с TERRANICA, TINGER или любым другим гусеничным вездеходом по части комфорта перемещения, чтобы понять — преимущество здесь не на стороне гусеничной платформы.
Использование шин сверхнизкого давления позволяет многим производителям вездеходов обходиться и вовсе без какой-либо дополнительной амортизации. Так, к примеру, на том же ШЕРПе попросту нет подвески в её традиционном виде. Колёсные оси намертво приварены к раме и лишены возможности смещаться в вертикальной оси. Это не только упрощает изготовление техники, но и существенно снижает эксплуатационные расходы и повышает её надёжность. Гусеничный движитель, напротив, представляет собой довольно сложную конструкцию, требующую регулярного обслуживания. Пальцы и проушины быстро изнашиваются, а траки так и норовят слететь или лопнуть при неравномерной нагрузке.

Трюк с давлением
Увеличение пятна контакта с грунтом — далеко не единственное, что делает машину с большими колёсами вездеходом. Главный трюк таких колёс состоит в том, что удельное давление автомобиля на грунт в пятне контакта шины приближается к давлению внутри неё. За счёт этого шины не проседают даже в самую податливую и мягкую почву. В случае с вездеходом ШЕРП или нашим BTX-1 среднее давление на грунт составляет порядка 0,15 кг/см2. То есть меньше, чем давление ноги взрослого человека. Гусеницы используют тот же принцип, заключающийся в уменьшении удельного давления на грунт, только в их случае оно достигается за счёт большой площади самих гусениц. К слову, если гусеницы изготовлены из металла, то они сами по себе имеют немалый вес. В связи с этим на вездеходах TERRANICA и TINGER используются гусеницы из пластика. Для повышения надёжности гусеницы TINGER имеют усиленный двойной корд. Но даже это, к сожалению, не страхует их от разрыва при недостатке опыта вождения. К тому же, такие гусеницы нужно чаще обслуживать. В случае скопления снега, глины гравия или камешков между катками и гусеницами, направляющие быстро изнашиваются. Угрозу для пластиковых гусениц представляют также агрессивные нефтесодержащие жидкости. Если гусеничный вездеход заедет в бензиновое пятно или водитель случайно прольёт топливо при заправке, придётся останавливаться и устраивать чистку. В противном случае срок службы пластиковых гусениц может существенно сократиться.
На 1 минуте ролика видно, что шины обеспечивают передвижение в условиях леса. В том числе передвижение по острым сучкам от деревьев.

Тест драйв вездехода БТХ-2
Преодоление водных преград
Как колёсные, так и многие гусеничные вездеходы (в том числе TINGER и TERRANICA), способны пересекать водоёмы. Но делают они это по-разному. В случае с гусеничной техникой работает принцип лодки, где гусеницы выполняют роль вёсел — то есть гребут. С вездеходами на шинах сверхнизкого давления работает иной принцип: огромный объём воздуха, закачанный в шины, не позволяет технике утонуть. Если лодка зачерпнёт воду (а это может случиться при перемещении тяжёлого груза или наличии волн) то её плавучесть начнёт стремительно ухудшаться. А вот четыре огромных шины, заполненные воздухом, попросту непотопляемы. Именно это и превращает вездеходы SHERP и BTX-1 в настоящие бескомпромиссные амфибии.

Практичность и целесообразность использования
Ну и конечно, нельзя забывать о таком важном аспекте, как стоимость перевозок. В этом плане вездеходы на шинах сверхнизкого давления выигрывают у гусеничной техники по показателю расхода топлива на 100 км. Но что касается общего веса, который способен перемещать вездеход, то тут преимущества на стороне гусеничной платформы, поэтому если вам регулярно приходится транспортировать тяжёлые грузы, применение гусениц может быть более оправданным.

Заключение
Эксплуатационная рентабельность вездехода во многом определяется выбором верного сочетания конструктивных параметров, способных обеспечить наименьшее сопротивление движению в условиях плохой проходимости. Не меньшее значение имеет и такой важный аспект, как практичность. Шины сверхнизкого давления демонстрируют отличные показатели как по части проходимости, так и по части практичности. Они дают идеальный зацеп, выполняют роль амортизаторов, отлично показывают себя в преодолении водных преград и при этом не требуют частого обслуживания. Использование гусеничной техники, в свою очередь, более оправдано при перемещении тяжёлых грузов или необходимости буксировки прицепа по не слишком заболоченному грунту.

Поделитесь в социальных сетях, если материал был вам интересен
Made on
Tilda